12.07.2018

На пути к большим целям


В Камчатском региональном отделении организации «Деловая Россия» Ирина СЕДОВА представляет отрасль, на которую сегодня возложены самые большие надежды по развитию Камчатского края: туристическую индустрию
Ирину Седову с полным правом можно считать одним из наиболее компетентных экспертов по туризму. Причин тому несколько. Компания «Камчатинтур», которую возглавляет Ирина Геворковна, работает с 1990 года и была первой частной туристической фирмой на Камчатке. С самого начала компания ориентировалась на прием иностранцев и стала буквально первопроходцем в создании туров и разработке маршрутов по не знавшему туристов полуострову.
Ирина Геворковна была в числе первых сотрудников компании. Еще студенткой-первокурсницей она работала гидом-переводчиком в летний период, с 3-го курса стала совмещать учебу и работу круглый год. Гид, менеджер, директор по туризму – за плечами генерального директора все ступени профессионального роста. И, конечно, это ценный опыт не только для одного конкретного человека или предприятия, но и для камчатского туризма в целом.
В диком краю
— Ирина Геворковна, первых туристов-иностранцев на Камчатке встречал «Камчатинтур», где вы работали переводчиком. Какие впечатления были от тех встреч с людьми из-за границы?
— Каждый прием как праздник! Особенно когда заходили круизные лайнеры, когда прилетали чартерные самолеты. Это были огромные события, и мы увлеченно общались с иностранцами: одно дело в институте язык учить, и совсем другое – в живой беседе, узнавая особенности речи, культуру нации. И было удивительно, с каким интересом они сюда приезжали, как горели от впечатлений их глаза.
— И это при том, что ни о какой инфраструктуре не было и речи, а гости приезжали из стран, где уровень сервиса был на высоте. Их не шокировал контраст?
— Тогда на Камчатку ехали люди определенного склада, психологически готовые к тому, что окажутся в совершенно диком краю. В хорошем смысле слова маньяки – для них важно было подняться на вулканы, и не на домашние, а в составе серьезных экспедиций покорить, например, Ключевскую сопку. Этим «маньякам» было все равно, какая инфраструктура. Главными были природа и то, что это место еще мало кто посещал.
— Никаких готовых предложений для туристов тогда еще не было. Как создавались первые «фирменные» туры?
— Для нас все было новое. Когда нам сказали, что у японцев пользуются большим спросом ботанические туры, и они с удовольствием будут приезжать, чтобы изучать цветы, мы очень удивились. И стали серьезно сотрудничать с учеными, с ботаниками, которые помогли эти туры разработать. Они до сих пор очень популярны. И так по всем направлениям. Чтобы появились туры наблюдения за птицами, мы работали с орнитологами. Попадались заявки на восхождения на такие вулканы, на которые никто раньше туристов не водил – мы искали специалистов и организовывали поход. Мы благодарны нашим иностранным партнерам, которые в те годы многому нас учили – как работать, что предлагать. Мы всегда прислушивались к их подсказкам.
— С такой интересной работой вы обошли-объездили всю Камчатку. Какие ее места стали для вас самыми любимыми?
— Мне вся Камчатка очень нравится! Люблю Авачинский перевал. У нас там свой лагерь, приезжаешь – вроде бы и недалеко от города, но совершенно в другой мир попадаешь. Вокруг эти удивительные вулканы, красивейшие закаты-восходы. Очень нравятся реки, сплавы, рыбалка. Люблю Эссо.
— А из камчатского экстрима к чему-нибудь приобщились?
— Можно сказать, случайно попробовала хели-ски. Сопровождала группу на спуск как переводчик, а руководитель спросил: «Ты что, кататься не будешь?». «Нет, — ответила я. – Боюсь, да и всю программу вам испорчу». Однако он поставил меня на лыжи, оценил уровень (на горных лыжах я каталась с детства, но только как любитель) и сказал: «Нормально. Давай». И я рискнула. Сейчас в моей копилке – спуски с Вилючинского, Мутновского, Жупановского вулканов. Ощущения словами не передать!
Что делать зимой на Камчатке
— Туризм стал настолько популярен, что заработать на нем стремятся многие частники-одиночки. Как это влияет на рынок?
— Действительно, у людей есть представления, что это очень просто: сделал страницу в интернете, набрал группу и повел по лесам. Для таких «предпринимателей» это не постоянный заработок и они очень сильно демпингуют цены. Потому что он полученные деньги в карман положит, а предприятия должны думать о зарплате персонала, о выплате налогов и т.д. С каждым годом этот вопрос встает все острее, потому что фактически контролировать одиночек никто не может, ни один госорган не имеет рычагов воздействия. Хотя на Камчатке туры проходят в дикой природе, тут очень высокие риски, и поэтому, на мой взгляд, должен быть особый подход и контроль в этом вопросе. Со своей стороны мы можем только доводить до людей информацию, что при покупке тура нужно убедиться, что это официально работающая компания, что есть страховка, подготовленный персонал, обеспечена безопасность.
— Когда заходит речь о туристическом потенциале Камчатки, мы слышим какие-то огромные цифры – принимать 500 тысяч туристов в год, 800 тысяч… Насколько это реально?
— Прямо сейчас мы, конечно, не готовы к большому потоку. Нам в первую очередь нужна инфраструктура, которая позволит принимать столько людей. И просто необходимо развивать круглогодичный туризм. Пока все хотят на Камчатку летом – и она уже сейчас не может принять всех желающих. Не хватает мест в гостиницах, особенно в дефиците VIP-размещение. Все время приходится объяснять, что у нас ничего нет выше 3-звездочного отеля, и то не вполне соответствующего стандартам. Вкладывать средства в развитие инфраструктуры из-за сезонного спроса невыгодно: предприниматели не спешат строить гостиницы, которые три месяца в году будут переполнены, а остальное время – пустые. При этом Камчатку все больше посещают люди, не склонные к экстриму. Они хотят посмотреть природу, но в комфортных условиях – жить в гостиницах, ездить по маршрутам в удобных автобусах, а не носить тяжелые рюкзаки по труднопроходимым тропам.
Из-за короткого туристического сезона остро стоит и кадровый вопрос. Профессионалы не закрепляются в туризме, им просто не за что держаться – сезон заканчивается, люди вынуждены искать работу, и чаще всего они уходят в другие сферы. Так же сложно готовить новые кадры – вроде бы интерес есть, школьники поступают, получают профессию, а потом понимают, что найти нормальную работу не могут. Если не организовать круглогодичный цикл, не обязательно большой по численности туристов, но обязательно стабильный, проблемы будут усугубляться.
Между тем, зимой на Камчатке масса интересного: собачьи упряжки, снегоходы, лыжи, рыбалка, много мероприятий, включая «Берингию». Сама структура продукта изменилась в лучшую сторону, теперь главное донести это до наших потенциальных клиентов, которые часто думают, что зимой у нас морозы минус 50 и пурги неделями не позволяют самолетам вылететь из аэропорта.
Еще одна большая проблема – дороги. Точнее, их отсутствие. Мы не устаем говорить о том, что доехать до самых интересных мест на Камчатке очень сложно, практически невозможно. К примеру, дорога на Мутновку, по которой все туристы с большим дискомфортом добираются до самых известных достопримечательностей, становится хуже с каждым годом. Как мы можем принять сотни тысяч туристов, если нам их везти некуда?! Нет дорог. А на вертолетах не все могут летать.
— Все эти вопросы вы поднимали на заседаниях организации «Деловая Россия», в которую вы входите. Чем, на ваш взгляд, может помочь отрасли объединение делороссов?
— «Камчатинтур» является членом Ассоциации туриндустрии Камчатки, и на встречах, организованных «Деловой Россией», я говорю не только от лица нашей компании, но и от имени коллег, входящих в Ассоциацию. Проблемы у нас одни, а вот искать пути их решения надо сообща, потому что выиграют от этого все. Ведь туризм задействует целый комплекс других сфер экономики: гостиницы, рестораны, транспорт, обслуживающий персонал, сувенирные магазины и т.п. При этом только последние несколько лет на туризм стали обращать внимание как на серьезный бизнес. И сейчас мы выносим самые острые проблемы для обсуждения на широкой площадке, где их видят и предприниматели, и власть, в надежде, что они включатся в их решение. И, судя по обсуждениям, которые проходили с участием «Деловой России», бизнес-сообщество готово совместно с властью предпринимать практические шаги, искать решения конкретных вопросов. Думаю, результат этой деятельности будет заметен.
Беседовала Инна АНДРЕЕВА

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Инвестиционный портал
Камчатского края

На карте Камчатки

Бизнес-портал Камчатского края

Портал бизнес-навигатора МСП

Информационно-аналитическое агентство «Восток Россия»

ПАРТНЕРЫ