01.02.2017
Свободному порту негде развернуться
Как стало известно EastRussia, 31 января Арбитражный суд Приморского края начнет рассматривать по существу первый за историю существования АО «Корпорация развития Дальнего Востока» («КРДВ») иск в защиту интересов инвесторов. «КРДВ» требует признать незаконным отказ управления муниципальной собственности города Владивостока в предоставлении в аренду земельного участка одному из резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ). Защищать инвесторов от чиновников корпорация имеет право давно, но первый случай представился только в конце 2016-го. Подробности грядущего разбирательства и обеспеченности проектов СПВ землей изучила EastRussia.
Защита интересов инвесторов в суде — одно из базовых полномочий АО «Корпорация развития Дальнего Востока», управляющей компании территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток. Оно было зафиксировано еще в 2015 году в законодательстве РФ о новых «инструментах развития» — федеральных законах о ТОР и СПВ. Инвесторы, разумеется, уже не раз спорили с чиновниками. Но пока обходились без помощи корпорации.
Например, в ноябре 2016 года ООО «ДэлКар» обжаловало в арбитраже отказ управления муниципальной собственности (УМС) администрации города Владивостока в предоставлении земельного участка. «ДэлКар» планирует вложить 80 млн рублей в складской комплекс класса «А» площадью 4,7 тыс. кв. метров. Суд, впрочем, иск инвестора к муниципалитету не удовлетворил. По каким основаниям — пока не ясно: 25 января опубликована лишь резолютивная часть решения. Мотивировка станет известна чуть позже.
И вот к защите прав инвесторов впервые подключилось АО «КРДВ». Поводом стал отказ УМС администрации Владивостока в предоставлении без проведения торгов в аренду сроком на 25 лет земельного участка ООО «О. Русский». Компания, как сообщили в пресс-службе администрации Приморья, планирует заняться развитием морского туризма. Инвестор анонсирует вложение не менее 417,8 млн руб. и создание 118 новых рабочих мест. Решение о наделении ООО статусом резидента СПВ было принято на третьем наблюдательном совете Свободного порта под председательством вице-премьера Юрия Трутнева. Соглашение о предоставлении статуса резидента подписано с ООО «О. Русский» 29 марта 2016 года. Оно действует до 12 октября 2085 года. Резидент СПВ, напомним, получает от государства в обмен на вложения налоговые и иные финансовые льготы и упрощение порядка прохождения административных процедур.
Развитие морского туризма в Приморье — тема, обсуждавшаяся не однажды. В декабре 2015 года на тематическом форуме, организованном Владивостокским госуниверситетом экономики и сервиса (ВГУЭС), замглавы департамента привлечения прямых инвестиций Минвостокразвития Сергей Лесков посетовал: 3 млн пассажиров проходят по круизным маршрутам мимо столицы Приморья. Лайнеры не заходят во Владивосток «не только из юридических трудностей»: ни морской вокзал, ни сопутствующая круизная инфраструктура не готовы их принять.
ООО «О. Русский», объясняется на сайте проекта, планирует приобрести 50 новых судов класса Jet Capsule — это самая маленькая в мире футуристическая каплевидная яхта на 12 человек. Компания готова уже в 2017 году купить пять таких судов и предоставлять их услуги в местах массового летнего отдыха Свободного порта Владивосток в бухте Золотой Рог, а в дальнейшем — закупить еще 45 яхт и сдавать их в аренду в городах-участниках Чемпионата мира-2018 по футболу. В планах инвестора также организация регулярной морской прогулки от Корабельной набережной до океанариума и обратно на пассажирском судне Ocean Rocket 70.
Для стоянки круизных судов нужна база — как раз ее компания и попросила в аренду у мэрии Владивостока. «О. Русский» претендует на предоставление в аренду без торгов земельного участка площадью 41,01 тыс. кв. м в городе Владивостоке — по ул. Татарской, 38. Согласно данным публичной кадастровой карты РФ, разрешенными видами использования данного участка являются спортивные комплексы, яхт-клубы и лодочные станции, его кадастровая стоимость — 288,75 млн руб. УМС администрации Владивостока в августе 2016 года компании-инвестору в земле отказало. В октябре иск в защиту прав компании подала «Корпорация развития Дальнего Востока».
Получить землю под инвестиционный проект всегда было непросто, признают собеседники EastRussia в бизнес-среде. Но закон об СПВ должен был существенно упростить эту процедуру, говорит один из предпринимателей. Сейчас по законодательству путей получения земли у инвесторов, зарегистрированных в Свободном порте, два: либо через Минвостокразвития и управляющую компанию, либо на уровне региона или муниципалитета — если земельный участок относится к так называемой зоне территориального развития. При этом резиденту можно предоставить сокращенный перечень документов, а срок рассмотрения его заявления по нынешним меркам крайне мал — всего 30 дней. «Основания для отказа перечислены в законе, и они логичны. Среди ключевых — испрашиваемый участок уже имеет собственника или арендатора, законно используется в иных целях, есть нестыковки в документах государственного учета земельного участка по площади, категории земель или предназначению»,— объясняет EastRussia один из предпринимателей.
Между тем, говорит руководитель консультационного центра по поддержке малого и среднего бизнеса при реготделении «Деловой России» Дмитрий Боярко, за последний год резиденты свободного порта столкнулись с массовыми отказами в предоставлении земли. По его данным, из 121 резидента заявки на получение участков подали 68. Из них в профильный департамент Приморского края подано 13, одобрено — 10, в мэрию Владивостока — 55 и 6 соответственно. «Статистика — вещь, как известно, упрямая. Возникает вопрос – почему администрация края активно поддерживает проекты, реализующиеся в рамках Свободного порта Владивосток, и заботится об инвестиционном имидже региона, а городские власти не готовы идти на контакт и пытаются удержать земельные участки у себя. При этом все понимают, что именно земля — основа большинства проектов в рамках Свободного порта, и без ее получения деятельность вестись не будет. А иностранцы смотрят на реальное положение дел на местах, оценивают эффективность участия в проектах национального бизнеса, и по таким данным принимают решение об инвестировании. В данном случае они видят — даже местный бизнес землю получить не может. Соответственно, под вопросом оказывается и иностранное участие»,— говорит Дмитрий Боярко.
Вопросов по новым льготным режимам у бизнеса «достаточно много», признает он. «Они касаются выделения земли, налоговых и таможенных платежей, ряда иных аспектов работы таких проектов, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность. При этом вопрос о земле — один из первых среди задаваемых резидентами, если вообще не основной»,— отмечает Дмитрий Боярко. «Власти должны как можно скорее навести в этой сфере порядок», считает он. «Со своей стороны „Деловая Россия“ дает органам власти всю информацию о таких „проблемных точках“»,— заверяет он.
Отметим, что само законодательство о Свободном порте Владивосток уже не раз подвергалось критике юридического сообщества как несовершенное. И несмотря на то, что защита интересов резидентов Свободного порта является одной из функций управляющей компании, по факту даже она «имеет ряд полномочий, которые могут существенно осложнить работу резидентов», отмечается в публикации директора юридической школы Дальневосточного федерального университета Владимира Курилова и Натальи Присекиной в декабрьском выпуске бюллетеня Арбитражного суда Дальневосточного округа, посвященном защите прав инвесторов. «В частности, управляющая компания осуществляет рассмотрение заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности и оценку бизнес-плана. При этом критерии оценки не установлены, установлены только требования к форме приказом Минвостокразвития. Не установлена ответственность управляющей компании за неисполнение соглашений с резидентами свободного порта Владивосток. Не формализованы пределы контроля управляющей компании за выполнением условий соглашения резидентами СПВ»,— перечисляют юристы.